На южном склоне Эльбруса ратраки пользуются большим спросом. Но использование такого «механического допинга» может принести не только пользу в выигрыше времени на восхождении или сохранении сил. Набор высоты производится быстро, что может спровоцировать горную болезнь с последствиями от головной боли до отека легких или мозга, если человек пренебрег акклиматизацией или имеет плохую переносимость высоты.
Ратрак выгоден гидам коммерческих восхождений — они акклиматизированы , меньше устают и для них работы на 3 — 4 часа меньше. Кроме того, таким образом можно сократить количество дней в программе, пожертвовав вашей акклиматизацией.
Цена подъема на ратраке или снегоходе на Эльбрусе — 5000-10000 тыс. руб. в одну сторону.
На ратраке или снегоходе можно успеть в более короткое погодное окно, чем при восхождении с севера. По этой причине 80-90% иностранных альпинистов при восхождении на Эльбрус с юга поднимаются на ратраке. Максимальная высота, на которую поднимается ратрак по южному склону Эльбруса — 5050 м.
Но если вы поднялись на ратраке, то самый сложный участок от 5000 начинаете без разминки. Часть участников группы зачастую, после почти часа езды в открытом кузове не могут преодолеть последствия гипоксии и переохлаждения, и пройдя совсем немного быстро теряют силы, поворачивают назад и спускаются вниз.
В ратраке продувает с одной стороны из-за скорости + если есть западный или восточный ветер.
При восхождении с юга без ратрака, после выхода с приюта, пока идешь до скал Пастухова по пологому склону, постепенно просыпаешься и разогреваешься.
Хочешь — не хочешь, есть аппетит или нет — закинуть в себя еду перед восхождением надо.
Если топаешь с приюта пешком, то и желудок постепенно включается.